Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ»
57, С. 744-746 опубликовано: 26 сентября 2024г.


«ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ»

Ежемесячный журнал, издававшийся в Москве в 1860-1891 гг. Основан по инициативе профессора кафедры богословия Императорского Московского ун-та свящ. Н. А. Сергиевского (с 1865 протоиерей) при поддержке Филарета (Дроздова), митр. Московского и Коломенского. В 1860-1868 гг. каждые 4 книжки журнала имели общую пагинацию и составляли один том (т. 1-27), в 1869-1870 гг. в том объединялось по 6 книжек (ежегодно выходили т. 1-2), а в 1871-1891 гг.- снова по 4 книжки (ежегодно т. 1-3). Всего вышло 94 тома, каждый том имел титульный лист и оглавление. У большинства томов также было отдельное приложение. Все тома журнала, приложения и многочисленные отдельные оттиски печатались в типографии Московского ун-та (в 1860-1862 типография М. Н. Каткова).

Редакторами журнала были свящ. Н. Сергиевский (1860-1868; помощники редактора - прот. Г. П. Смирнов-Платонов (1860-1868) и свящ. П. А. Преображенский (1860-1874)), прот. Г. Смирнов-Платонов (1869-1874; помощники редактора - свящ. П. Преображенский и прот. А. М. Иванцов-Платонов (1869-1874)) и свящ. П. Преображенский (с 1882 протоиерей; редактор-издатель в 1875-1891).

Во вступительной ст. «К читателям» (1860. Т. 1. № 1. С. 5-20) свящ. Н. Сергиевский указывал задачу «П. о.» - «быть органом для распространения в обществе сведений религиозных, в обширном смысле этого слова, касаются ли они науки или жизни - жизни Церкви или самого общества». Он противопоставлял журнал академическим «специально-ученым» изданиям, полагая, что «П. о.» будет 2-м после выходившей в С.-Петербурге «Духовной беседы» журналом, доступным для большинства образованных читателей. В «П. о.» публиковали богословские, философско-апологетические и исторические статьи, рецензии и обзоры отечественной и зарубежной христ. лит-ры и церковной жизни, составлявшие бóльшую часть его объема, а также мелкие хроникальные и библиографические заметки, выделявшиеся в каждом номере в раздел, к-рый имел отдельную пагинацию в большинстве томов.

Еще до начала издания рус. Синодального перевода Библии, в 1860-1867 гг. в «П. о.» был помещен перевод канонических книг ВЗ, выполненный в 1830-1846 гг. архим. прп. Макарием (Глухарёвым), и в 1862-1869 гг.- перевод второканонических книг ВЗ прот. А. А. Сергиевского. Мн. статьи были посвящены истории библейского канона, напр. «Очерки о неканонических книгах: О книге Товит» прот. Г. Смирнова-Платонова (1862. Т. 9. № 10. С. 97-124), «Когда были написаны наши Евангелия» К. фон Тишендорфа (1865. Т. 17. № 7. С. 353-372; Т. 18. № 9. С. 1-28), а также истории славянского и русского библейских переводов, напр. «Русский перевод Библии» прот. Г. Смирнова-Платонова (1860. Т. 1. № 1. С. 78-91), «Исправление текста славянской Библии перед изданием 1751 г.» И. А. Чистовича (1860. Т. 1. № 4. С. 479-510; Т. 2. № 5. С. 41-72), «Филарет, митрополит Московский, в его отношениях и деятельности по вопросу о переводе Библии на русский язык» И. Н. Корсунского (1884. Т. 3. № 11. С. 561-587; № 12. С. 750-786; 1885. Т. 1. № 3. С. 535-569; № 4. С. 666-698; Т. 3. № 11. С. 533-568; № 12. С. 657-692). Из др. публикаций по библеистике примечательны исагогические очерки М. Д. Муретова, в т. ч. «Действительность смерти Господа нашего Иисуса Христа» (1881. Т. 1. № 4. С. 667-698), «Подлинность бесед и речей Господа нашего Иисуса Христа» (1881. Т. 3. № 9. С. 33-72; № 10. С. 251-282), «Идея Логоса в Ветхом Завете» (1882. Т. 2. № 5. С. 102-140; № 6/7. С. 451-493; № 8. С. 695-722), «Иуда-предатель» (1883. Т. 3. № 9. С. 37-82), «Вопрос Крестителя и ответ Господа» (1883. Т. 3. № 11. С. 401-452).

Среди статей по философии бóльшая часть посвящена христ. апологетике, напр. «О первоначальном происхождении на земле рода человеческого» В. Д. Кудрявцева-Платонова (1860. Т. 1. № 2. С. 173-203; № 3. С. 326-362) и серия его статей «Из чтений по философии религий», в т. ч. «Деизм» (1881. Т. 1. № 1. С. 12-31; № 2. С. 263-288; Т. 3. № 10. С. 214-250; № 11. С. 461-485), «Атеизм» (1882. Т. 1. № 1. С. 9-28; № 2. С. 201-231); «Об основных истинах христианской веры» Сергиевского (1871. Т. 1. № 6. С. 735-752; Т. 2. № 7. С. 1-23; № 8. С. 117-131; № 9. С. 251-266; № 10. С. 419-455; № 11. С. 569-591; № 12. С. 729-744; 1872. Т. 1. № 1. С. 9-40); «Конечная цель жизни» К. П. Победоносцева (1877. Т. 3. № 11. С. 392-412; 1878. Т. 2. № 5/6. С. 19-42); «Положительные задачи философии» Л. М. Лопатина (1885. Т. 2. № 5/6. С. 206-285; № 7. С. 463-509; № 8. С. 593-630; Т. 3. № 9. С. 69-120; № 10. С. 320-343; № 12. С. 799-828; 1886. Т. 1. № 1. С. 106-130); «Христианство в его отношении к философии и науке» А. Ф. Гусева (1885. Т. 1. № 1. С. 100-127; № 3. С. 459-497; № 4. С. 729-762); «Пессимизм Шопенгауэра и его сравнение с христианским аскетизмом» свящ. Т. И. Буткевича (1883. Т. 2. № 8. С. 562-613); «Борьба против силлогизма в новой философии» М. И. Каринского (1880. Т. 1. № 2. С. 272-308). В «П. о.» впервые напечатаны многие сочинения Вл. С. Соловьёва, в т. ч. «Кризис западной философии» (1874. Т. 1. № 1. С. 28-66; № 3. С. 277-302; № 5. С. 529-541; Т. 2. № 9. С. 319-340; № 10. С. 424-452), «Три силы: [Мусульманский восток, западная цивилизация и мир славянский]» (1877. Т. 1. № 1. С. 53-68), «Христианское государство и общество» (1884. Т. 1. № 4. С. 750-762), «Религиозные основы жизни» (1884. Т. 1. № 1. С. 113-123; № 2. С. 245-267; № 3. С. 564-580), «Еврейство и христианский вопрос» (1884. Т. 2. № 8. С. 755-772; Т. 3. № 9. С. 76-114), «Евангельское основание боговластия» (1885. Т. 1. № 1. С. 44-61), «Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении церквей» (1885. Т. 3. № 12. С. 727-798). Печатались и собственно богословские работы, напр. «Введение в догматическое богословие» Гусева (1878. Т. 1. № 1. С. 57-81; № 2. С. 172-193; № 3. С. 370-392), «Ереси и расколы первых веков христианства» прот. А. Иванцова-Платонова (1876. Т. 1. № 4. С. 625-644; Т. 2. № 6. С. 217-244; № 7. С. 409-435; № 8. С. 628-668; Т. 3. № 9. С. 11-32; № 11. С. 420-460; № 12. С. 655-712; 1877. Т. 1. № 3. С. 467-495; Т. 2. № 5. С. 13-63; Т. 3. № 9. С. 11-46; отзыв А. фон Гарнака см.: 1878. Т. 1. № 3. С. 463-471), «Из лекций по нравственному богословию» протопр. И. Л. Янышева (1886. Т. 1. № 2. С. 258-296; № 3. С. 454-481; № 4. С. 660-678; Т. 2. № 5/6. С. 15-59; Т. 3. № 9. С. 43-99; № 10. С. 321-363; № 11. С. 524-553; № 12. С. 723-791), а также статьи по церковному праву, в т. ч. «Бракоразводный процесс» (1882. Т. 3. № 11. С. 515-566) и «Злоупотребление супружеской властью» (1884. Т. 2. № 7. С. 522-552) Н. А. Заозёрского.

Значительная часть публикаций посвящена миссионерству. Наряду с общими и частными обзорами областей внешней миссии (напр., «О религиозном состоянии народов, остающихся вне христианства» прот. Г. Смирнова-Платонова (1960. Т. 1. № 1. С. 21-46), «Очерк религиозного состояния калмыков» А. А. Бобровникова (1865. Т. 17. № 7. С. 335-352; № 8. С. 495-510)) в «П. о.» регулярно помещались миссионерские дневники и отчеты, напр. «Записки миссионера о проповеди Евангелия самоедам» А. И. Ситникова (1862. Т. 9. № 11. С. 179-197; 1864. Т. 14. № 7. С. 179-200), «Записки миссионера Кузнецкого отделения Алтайской духовной миссии» прот. В. И. Вербицкого (1863. Т. 10. № 2. С. 143-161; 1864. Т. 13. № 2. С. 145-169; 1866. Т. 19. № 1. С. 71-94; 1867. Т. 22. № 2. С. 165-180), «Забайкальская духовная миссия» еп. Вениамина (Благонравова; впосл. архиепископ) (1865. Т. 16. № 4. С. 343-362), «Приходы старокрещеных и новокрещеных татар в Казанской епархии» свящ. Е. А. Малова (1865. Т. 17. № 8. С. 449-494; Т. 18. № 10. С. 283-308; № 12. С. 477-513), «Религиозное состояние крещеных татар» Н. И. Ильминского (1865. Т. 18. № 9. С. 136-147), «Записка о деле латышском при преосвященных Иринархе и Филарете» свящ. М. Я. Морошкина (1886. Т. 2. № 5/6. С. 126-187; № 7. С. 417-475).

Помимо сравнительно немногочисленных публикаций общего характера по рус. церковной истории (напр., «Приходское духовенство на Руси» П. В. Знаменского (1866. Т. 21. № 9. С. 1-35; № 10. С. 131-169; 1867. Т. 22. № 1. С. 62-90; № 2. С. 181-221; № 3. С. 307-322)) в «П. о.» публиковались статьи о противодействии сектантству и инославию, как в древности («Опыт исследования ереси новгородских еретиков или «жидовствующих»» свящ. А. И. Сервицкого (впосл. протоиерей) (1862. Т. 8. № 6. С. 177-205; № 7. С. 293-323; № 8. С. 431-443), «Влияние протестантизма в России в XVI и XVII вв.» И. И. Соколова (1879. Т. 3. № 11. С. 439-475)), так и в Новое время («Великосветский раскол: Гренвиль Вальдигрев лорд Редсток: Его жизнь, учение и проповедь» Н. С. Лескова (1876. Т. 3. № 9. С. 138-178; № 10. С. 300-326; 1877. Т. 1. № 2. С. 294-334)). Большая часть церковно-исторических биографий посвящена известным просветителям («Симеон Полоцкий» В. Ф. Певницкого (1860. Т. 3. № 10. С. 193-232; № 11. С. 327-356), «Мелетий Смотрицкий» К. С. Еленевского (1861. Т. 5. № 6. С. 111-150; № 7. С. 272-298; № 8. С. 422-454), «Лазарь Баранович» С. М. Соловьёва (1862. Т. 7. № 2. С. 171-181), «Арсений Суханов» А. А. Ржевского (1867. Т. 24. № 9. С. 34-77; № 10. С. 124-160; № 11. С. 225-252; № 12. С. 367-387), «Полемическая противопротестантская деятельность ученых греков братьев Лихудов» Д. Г. Извекова (1872. Т. 1. № 6. С. 731-770), «Очерк деятельности А. М. Курбского на защиту православия в Литве и на Волыни» В. В. Андреева (1873. Т. 2. № 11. С. 771-787; № 12. С. 915-932), «Диакон Иван Фёдоров, первый русский книгопечатник» А. А. Дмитриевского (1883. Т. 3. № 11. С. 493-510)). Регулярно публиковались известия и статистические сведения старообрядческого раскола, а также посвященные ему статьи и заметки (напр., «Раскол в западнорусском крае» А. Г. Вескинского (1865. Т. 16. № 3. С. 275-295), «Из истории борьбы православия с расколом: Миссионерская деятельность основателя Саровской пустыни о. Исаакия среди раскольников в Нижегородской области в 1700-1703 гг.» Н. А. Сахарова (1874. Т. 2. № 11. С. 648-683; № 12. С. 765-791)).

Значительное внимание уделялось истории и актуальному состоянию богословской мысли в инославной среде. Материал для аналитических обзоров подбирался по странам (напр., «О христианском богословии и современном его направлении в Англии» (1863. Т. 10. № 1. С. 25-47; № 2. С. 173-193) и «Взгляд на реформацию в Англии» (1872. Т. 1. № 2. С. 228-258) Н. К. Соколова, «Состояние церковных дел во Франции: Периодическое обозрение» гр. В. де Лафита де Пельпора (1861. Т. 4. № 1. С. 131-163; № 2. С. 272-293; № 3. С. 417-442; Т. 5. № 6. С. 173-206; № 8. С. 455-489; Т. 6. № 10. С. 243-272; № 12. С. 548-567; 1862. Т. 7. № 3. С. 393-416; Т. 8. № 7. С. 368-384; Т. 9. № 9. С. 50-75; № 12. С. 293-304; 1863. Т. 12. № 9. С. 36-57; 1864. Т. 13. № 2. С. 195-216; Т. 14. № 6. С. 154-178; Т. 15. № 9. С. 63-76), обзоры в 1863-1867 гг. немецких и французских богословских журналов свящ. М. Морошкина, корреспонденции о церковной жизни в Испании свящ. К. Л. Кустодиева) или по тематике («Обзор ученых трудов по агиологии» И. А. Смирнова (1876. Т. 3. № 12. С. 729-766), «Новые труды на Западе по части Византии» И. Д. Мансветова (1879. Т. 1. № 4. С. 666-699)). Множество публикаций посвящено старокатоликам (в т. ч. «Старокатолическое движение» М. М. Воздвиженского (1878. Т. 1. № 3. С. 411-441)), униатам («Воссоединение униатов в Сирии и Египте» Герасима Яреда (впосл. митрополит Селевкийский; 1863. Т. 11. № 8. С. 284-302)). Среди многочисленных откликов на внешнеполитические события эпохи примечательна публикация «Трех писем по восточному вопросу» свт. Феофана Затворника (Говорова) (1877. Т. 1. № 3. С. 602-609).

Наряду с переводами визант. полемических сочинений, напр. соч. «Опровержение богумильской ереси» мон. Евфимия Зигабена (1873. Т. 2. № 7. С. 158-182; № 8. С. 297-312), и многочисленными переводами арм. христ. памятников письменности Мкртича (Никиты Осиповича) Эмина, регулярно печатались переводы зап. богословских и исторических сочинений XIX в., в частности работы Ф. Гизо, Э. Навиля, К. Э. Лютардта, И. Н. Губера, Ж. Ф. Оберлена, Ф. У. Фаррара и мн. др.

Для публикации в «П. о.» отбирались образцовые поучения и проповеди митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова), архиеп. Херсонского и Одесского Никанора (Бровковича), архиеп. Херсонского и Одесского Димитрия (Муретова), прот. В. И. Добротворского, Алексия Ключарёва (впосл. архиеп. Амвросий) и др. Также в «П. о.» помещали некрологи и юбилейные статьи, посвященные выдающимся церковным деятелям, заметки о научной жизни духовных учебных заведений, новости церковно-общественной жизни, в частности братств, и т. п. Среди множества рецензий есть и отзыв Лескова на ж. «Русский рабочий» (1876. Т. 1. № 3. С. 526-551).

В качестве приложений к «П. о.» печатались памятники ранней христ. литературы (в 1860-1867 в основном в т. 1-7 сер. «Памятники древней христианской письменности в русском переводе») в переводах и с комментариями свящ. П. Преображенского и Е. И. Ловягина. Отдельными книгами были изданы «Послания к Коринфянам» сщмч. Климента Римского (1861), «Сочинения древних христианских апологетов» (1862-1865), 5 книг «Против ересей» сщмч. Иринея Лионского (1868-1871), сочинения Ипполита Римского (1871-1876), Псалтирь в слав. переводе Амвросия (Зертис-Каменского), архиеп. Московского и Калужского (1878), уставы и штаты духовных семинарий и уч-щ (1867); письма митр. Платона (Левшина) архиеп. Амвросию (Зертис-Каменскому) и Августину (Виноградскому), архиеп. Московскому и Коломенскому (1869), «Церковное право» проф. Н. К. Соколова (1874-1875); апокрифические сказания в переводе Эмина (1876-1877); письма свт. Филарета (Дроздова) кн. С. М. Голицыну (1883); «История св. Восточной Церкви: Патриархат Александрийский» Дж. М. Нила (1877-1878); «О пределах естествознания» Э. Г. Дюбуа-Реймона (1878); «О сочинении против раскола Иверского архим. грека Дионисия, написанном до собора 1667 г.» Н. Ф. Каптерева (1888); «Средства к улучшению церковного пения» В. Ф. Комарова (1890); «Иерусалимский храм Соломона» Муретова (1890); «Опыты сочинений семинарские и академические» митр. Макария (Булгакова) (1891) и др.

На обложке последнего тома, вышедшего в дек. 1891 г., было помещено сообщение о том, что «по расстройству своего здоровья» редактор «П. о.» решил «приостановить свое издание до более благоприятного времени».

Лит.: Ефремов П. А. Указатель к «П. о.», 1860-1870. М., 1872; 25-летний юбилей редактора «П. о.» П. А. Преображенского, прот. Феодоростудитской ц. М., 1885; Шахов В. В. Указатель к «П. о.» за 1871-1886 гг. М., 1887; Андреев. Христ. периодика. № 518.
Прот. Александр Троицкий
Ключевые слова:
Журналы православные «Православное Обозрение», ежемесячный журнал, издававшийся в Москве в 1860-1891 гг
См.также:
«АЛЬФА И ОМЕГА» правосл. журнал просветительского характера, с 1994 г.
АМЕРИКАНСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕСТНИК выходил в 1896-1973
«БЛАГОВЕСТ» журнал, изд. в 1883 – 1890 гг.
«БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» православный журнал (с 1998 г.)